Лариса давно уже привыкла жить одна. Ну вот говорят, что детей заводить надо, чтобы было кому стакан подать в старости. Только у Ларисы получилось всё как-то по-другому.
Дети как только более менее выросли, сразу же разъехались, кто куда. Старший сын, Сергей, уехал в Москву, где нашёл работу в крупной IT-компании. Средняя дочь, Ольга, устроилась в Санкт-Петербурге в рекламное агентство. Младший, Игорь, вообще решил покорять заграницу и теперь обосновался в Берлине. Все они, конечно, звонили матери, писали сообщения, но встречи были редкими и короткими.
Да и звонили матери, спрашивали как дела, тоже не очень часто. Лариса уже не помнила, когда последний раз собирала всех детей за одним столом. Она смотрела на фотографии в старом альбоме и вспоминала те времена, когда дом был полон детского смеха и суеты. Тогда она и не задумывалась, что когда-нибудь останется одна в этих стенах.
Муж вот у неё уже давно на тот свет отправился. Лариса так эту потерю и не смогла пережить. С другими родственниками тоже общались постольку, поскольку. Собирались на праздники, да и все тут.
Вот Ларисе исполнялось 55 лет, и конечно же, нужно было собрать какой-нибудь пир.
Первой незадолго до дня рождения позвонила младшая сестра:
— Ну что, Лариса, тебе что покупать-то на день рождение? — спросила Ирка.
— Ой, да не надо ничего, — махнула рукой Лариса. — Вы главное, приходите, а я вам и так буду рада.
— Ну как-то это не по-человечески, Ларис. Надо всё-таки что-нибудь купить.
Лариса вздохнула. Ирка была права. День рождения всё-таки не рядовой праздник. Да и ей самой не хотелось сидеть совсем одной в этот день.
— Ладно, — сказала она. — Купите мне что-нибудь вкусненького. Торт там, или пирожные.
— Да купим, купим, — бодро ответила Ирка. — А ещё что? Может быть, тебе нужен новый сервиз?
— Сервиз? Зачем мне сервиз? — удивилась Лариса. — У меня их и так вон сколько стоит.
Итак вон надарили… На каждый просто день рождения… С ума сойдешь. У нее уже в сервант ничего не помещается.
— Да ладно тебе, Ирка. Я же говорю, не надо ничего. Просто приедете — и всё.
— Ну хорошо, — согласилась сестра.
С такими же вопросами ей позвонила тётя, брат и куча других родственников. А толку-то.
Лариса вздохнула, кладя трубку. 15 человек! В её маленькой двухкомнатной квартире! Да и денег на всё это пиршество особо не было. Зарплата у неё, конечно, была, но не такая уж большая, чтобы накормить ораву оголодавших родственников.
С тяжёлым сердцем Лариса поплелась в магазин. Список продуктов, над которым она заранее мучилась, внушал лишь огорчение.
Мясо, курица, рыба, салаты, закуски… А ещё фрукты, овощи, соки, газировка… Не говоря уже и о других напитках. Лариса подсчитывала в уме примерную сумму и с каждым шагом всё больше хмурилась.
В магазине цены окончательно добили её. Килограмм говядины — 500 рублей, курица — 400, рыба — 700… А ведь это только начало! Овощи, фрукты, да ещё и всё остальное… Лариса представляла, сколько ей придется оставить в кассе. Она ходила по магазину, высматривая скидки, а толку-то…
Наконец, все продукты были куплены. Лариса еле дотащила пакеты до дома. Там она с трудом расставила их на столе, с негодованием глядя на гору еды. Два дня она усердно готовила.
Варила, жарила, пекла, резала. Да и в сам день рождения с самого утра суетилась на кухне. Она испекла торт, сделала несколько салатов, нарезала колбасу и сыр. К приходу гостей убралась в квартире, каждый уголок начистила, самую красивую посуду вытащила, салфетки разложила и поставила на стол вазу с фруктами.
Гости начали подходить к часу дня. Первой пришла сестра Ирка с мужем и двумя детьми. За ними следом подтянулись дядя Вася с женой, тетя Маша, двоюродные брат и сестра с детьми. Лариса всех встречала, усаживала за стол, наливала чай или кофе.
Дети сразу же разбежались по квартире, в прятки играть стали. Взрослые же шумно обсуждали новости, делились своими делами и планами на будущее. Лариса слушала их разговоры, изредка что-то вставляя в разговор.
Казалось, что родственники ее будто не замечали. Нет, конечно, приехали с подарками, но нужен ли ей этот хлам?
Первой подарок преподнесла Ирка. Это был сервиз на 12 персон с цветочным рисунком.
— Как раз для твоих семейных обедов, — проговорила она, ставя коробку на стол. Лариса улыбнулась, но в душе ей было горько. Сервиз был красивый, но ей совершенно не к чему было его использовать. Каких семейных обедов? К ней погостить приходит пара человек.
— А вот новые кастрюли, — протянула свой подарок Маша. Хотя Ларисе в прошлом году кастрюли уже дарили, куда еще девать-то ей всю эту утварь… Кто-то подарил скатерть с кружевами. Лариса погладила ее пальцами. Красивая, конечно, но опять же, непрактичная. Ну куда она ее денет? Для красоты? Так менять придется постоянно… Пылесборник обычный.
Получив в подарок очередной набор косметики, Лариса вежливо улыбалась, но в душе было горько. У неё уже целая полка забита этими кремами, гелями и лосьонами, а пользуется она от силы парой из них. Да и духи, которые ей подарила двоюродная сестра, были совсем не по вкусу.
Лариса уже представляла, как они будут пылиться на туалетном столике, пока не отправятся в мусорное ведро. Одежда, которую подарила тетя Маша, тоже не порадовала. Лариса с трудом одела кофточку, которая якобы была «самого модного фасона». Ткань была колючая, а фасончик ей совершенно не шел.
Праздник продолжался. Родственники ели, пили, смеялись. Лариса же все больше погружалась в свои мысли. В конце вечера, когда все уже стали прощаться, Лариса не удержалась и высказалась:
— Спасибо вам всем за подарки, — сказала она. — Но знаете что? Мне бы больше хотелось, чтобы вы меня просто почаще навещали. Не обязательно всем скопом и по таким вот торжественным поводам. Просто заходите иногда, чайку попьем, поговорим.
Родственники немного смутились.
— Конечно, — затараторила сестра Ирка. — Мы обязательно будем чаще приходить.
Лариса не знала, верить ли этим словам. Одно она знала точно — звать на праздники больше никого не будет. Пол зарплаты просто спустила на продукты, а съели и то не все. Ну так, растащили по домам, конечно, что она тут своими силами готовила.
А ведь сами даже не приехали и не помогли… Лариса убрала со стола, сгребла на кухне посуду и, выдохнув с облегчением, упала на диван. Устала, конечно… Столько возни…
— Больше никогда! — пробормотала она. — Никогда больше я не буду устраивать эти семейные застолья!
Она еле дотащилась до кровати и сразу же уснула.
На следующий день, проснувшись, Лариса увидела гору грязной посуды в раковине.
«Да чтоб я ещё раз…» — пронеслось у неё в голове
Она сгребла посуду в посудомоечную машину и включила её. Потом собрала все подаренные косметические наборы, духи и кофточку не по размеру в одну кучу. Раздаст, может, на работе кому-нибудь или соседям. Ну вот почему она говорила, что ей не нужно ничего… Потому что то, что хочет, все равно не подарят, а навыбирают по своему вкусу или не от души. Ну и смысл?
Через неделю Лариса решила продать ненужные ей подарки. Раньше совестно было, а теперь подумала — ну а что пылится вещам зря? Кому-то ведь нужнее. Кастрюли, сервизы и прочие вещи она выставила на продажу в интернете. К ее удивлению, многое разошлось достаточно быстро. Деньги, вырученные с продажи, она решила потратить на то, что ей действительно было нужно.
А когда приближался Новый год, торжественно всем объявила, что собираться у нее никто не будет. Если только дети захотят приехать…
Ирка сразу возмутилась:
— Как это так? Новый год — это же праздник, который нужно отмечать всем вместе! Неужели тебе так сложно приготовить стол на несколько человек?
Лариса просто оторопела от такого вопроса.
— А вы хотите, чтобы я, как служанка вас тут обслуживала? Вы же никогда даже помощи мне не предлагали, ни денег хотя бы за продукты заплатить. А на застолья всё приходите.
Ирка на эту речь Ларисы обиделась. А ей было все равно. Кто молодец, тот не обидится. И сам придет, и сам поможет. А остальных бы глаза ее и не видели бы.
— В твоей квартире три комнаты, а мои дети спят на одном диване, — жаловалась золовка, требуя пустить ее пожить