
Цена – главное преимущество газа над бензином и дизелем. Во многих странах выгода достигается за счёт льгот, которые распространяются на определённые виды топлива. Разница стала особенной ощутимой в коммерческих перевозках, где при больших пробегах ГБО позволяет экономить крупные суммы.
Ещё одно преимущество газа – чистота топлива и полнота сгорания. За счёт низкого содержания примесей двигатель практически не покрывается отложениями, а моторное масло дольше сохраняет свои характеристики. Выбросов в окружающую среду тоже меньше, что очень важно в странах, где постоянно ужесточают экологические нормы.
У газа есть недостатки, например, снижение мощности двигателя после установки ГБО и более высокий расход топлива (но в денежном выражении выгода всё равно большая). Ресурс мотора остаётся спорным вопросом, во многом зависящим от правильности монтажа оборудования и его обслуживания.
Безопасность – ещё один ключевой фактор. Газ закачивается в баллоны под высоким давлением (в случае с метаном оно составляет около 200 атмосфер!). Именно поэтому кажется логичным, что задачу по установке подобного оборудования должны брать на себя автопроизводители. Но большинство из них избегает взаимодействия с газовым топливом.
А кто-то пытается…
Проекты по созданию автомобилей, с завода работающих на газу, были у многих производителей. Volkswagen выпускал линейку EcoFuel, Honda – Civic CNG. Однако эти автомобили не пользовались высоким спросом, а сейчас сняты с конвейера.
Одним из лидеров в производстве газовых автомобилей стал концерн Kia-Hyundai. В Южной Корее уже много лет действует политика по переводу коммерческого парка на метан. Низкая стоимость топлива обеспечивается налоговыми послаблениями и иными льготами. При этом в стране работает порядка 8000 газовых заправок при населении чуть более 50 миллионов человек. Для сравнения, в России действует порядка 6000 АГЗС, из которых метановых станций (АГНКС) – всего 680.
Благодаря такому подходу почти весь коммерческий транспорт Южной Кореи переведён на пропан-бутан. Kia-Hyundai тоже зашли в этот сегмент, разработав двигатели с технологией LPI. Например, на K5 (Optima) для внутреннего корейского рынка оснащается 2,0-литровый газовым мотором мощностью 146 лошадиных сил и 191 Нм крутящего момента. Он работает на сжиженном пропане, что обеспечивает возможность «холодного» запуска без использования бензина. Кстати, такие автомобили пригоняют в Россию, и владельцы не сталкиваются с какими-либо серьёзными проблемами, заправляясь на обычных АГЗС.
У «АвтоВАЗа» тоже был проект с линейкой CNG, но он принципиально отличался. В его рамках выпускались битопливные автомобили с заводским метановым газобаллонным оборудованием.
Принцип их работы аналогичен ГБО, установленному «на стороне». Двигатель всегда запускается на бензине, после чего включалась подача газа. Если метан закончится, то можно ехать на обычном АИ-92.
Почему газ не стал массовым?
Мировые автопроизводители сконцентрированы на создании универсальных решений для всех стран. И газовые двигатели не вписываются в эту концепцию, так как АГЗС есть далеко не везде. Kia-Hyundai производит их только для внутреннего рынка, где существует спрос. Линейка CNG от «АвтоВАЗа» не пользовалась высокой популярностью для личного пользования.
Автомобильная инфраструктура изначально сформировалась для бензина и дизельного топлива. Многие АЗС стоят на тех местах, где были возведены десятки лет назад. Переделывать их под заправку газом либо невозможно, либо дорого, и вложенные средства далеко не всегда окупаются.
Ещё одна проблема – различные технологии изготовления газовых смесей. Пропан-бутан в одной стране может заметно отличаться от пропан-бутана в другой, и для решения проблемы требуется дорогостоящая адаптация системы подачи топлива.
Всё это привело к тому, что создавать газовые технологии попросту невыгодно. Мировые автопроизводители сконцентрированы на традиционных видах топлива и электрической энергии, а желающие установить ГБО на свой автомобиль могут сделать это в сторонней компании.
— Моя мама переезжает к нам,ей так спокойнее! — заявил муж. — Это квартира моя,ищите другую.Я не буду жить с твоей мамой — ответила я.