— Значит, не бeрeменна?! — спросила Юля с нескрываемым отчаянием в срывающемся голосе.
— Нет. Анaлизы хорошие и у вас, и у супруга, но… — врач развела руками.
— А я надеялась… — вымолвила Юля, и в этот самый момент эмоции пересилили выдержку, слезы покатились из глаз, женщина наклонила голову.
— Ну что же вы, милочка, так реагируете? Вы, кстати, об усыновлении никогда не думали? Сейчас столько детей-отказников… Вы можете сделать счастливым маленького человека… Или просто успокоиться и подождать. Значит пока не ваше время… — спокойно сказала врач.
Юля немного успокоилась и вышла из кабинета. Женщина быстро прошла по больничным коридорам, старалась не смотреть по сторонам — почему-то ей казалось, что все окружающие непременно заметят ее красные глаза, распухшие от недавних слез.
Она сняла бахилы, вышла на улицу и, наконец, смогла вдохнуть полной грудью. Погода стояла прекрасная, по-настоящему летняя. Люди вокруг спешили по своим делам, смеялись, разговаривали по телефону… Детвора шустро каталась на велосипедах, самокатах и скейтах, ловко лавируя между прохожими.
Нельзя сказать, что Юлю раздражало все происходящее, но в тот день ей хотелось поскорее спрятаться. С оживленного тротуара женщина свернула на парковую тропинку. В первой половине дня людей здесь было ощутимо меньше.
— Успокоиться и подождать… — мысленно Юля повторила слова врача.
Сделав еще пару шагов, женщина ответила сама себе на эту мысль:
— И сколько можно ждать, интересно? До пятидесяти?…
Эти советы не просто ее раздражали, они выводили из себя. Особенно советы близких. Или шутки. Подруга Катя, например, посоветовал поменять мужа. Конечно шутя… Как будто муж это сумка или зонт, которые можно поменять на досуге… Нет, менять мужа Юля точно не собиралась. С Денисом они познакомились еще в студенческие годы, сразу понравились друг другу и довольно быстро осознали простую истину — «мое».
…После окончания университета влюбленные год пожили, так называемым, гражданским браком, а потом решили отправиться в ЗАГС. Знакомство с родителями к тому моменту уже состоялось. Юлины родители нисколько не были против Дениса. У парня отец умeр еще несколько лет назад, осталась только мать — Антонина Юрьевна. Свадьбу сына женщина тоже поддержала.
Нельзя сказать, чтобы у Антонины Юрьевны и Юли сразу сложились теплые доверительные отношения. Но Юля уважала ее, как мать своего мужа, советовалась иногда по некоторым вопросам. Словом, относилась как к близкому человеку. В скором времени Антонина Юрьевна должна была стать бабушкой для их будущих детей, поэтому Юля старалась поддерживать контакт. Да и Денису опять же приятно — все живут как одна большая и дружная семья.
Первые года три Денис и Юля жили относительно спокойно, и о детях как-то не особенно задумывались. Потом решили, что пора бы и обзавестись первенцем, но забeремeнеть у женщины никак не получалось. Юля первой пошла к врачу, чтобы провериться — нужно было выяснить причину. Все-таки мало ли что… Женщина прошла полное обследование и, к ее счастью, никаких пaтологий выявлено не было. Так прошел еще год.
— Юль, почему у нас до сих пор не получается? — Денис первым поднял болезненную тему.
— Не знаю. Сама все время об этом думаю… — ответила женщина.
Юля предложила мужу тоже сходить к врaчу, чтобы oбслeдоваться. Как и большинство мужчин, Денис не горел желанием сдавать многочисленные aнализы, ходить по кабинетам… Однако Юля уговорила его. Ради будущего ребенка Денис согласился, взял несколько отгулов на работе и честно прошел обследование. Вердикт врачей — «здоров» сначала обрадовал, а потом расстроил супругов. Если у обоих со здоровьем проблем нет, то в чем же тогда причина…
— Когда же вы мне внуков- то подарите? — как-то спросила Антонина Юрьевна.
— Как только, так сразу… — попыталась отшутиться Юля.
— Да уж пора бы… А то помру, не дождавшись… — Антонина Юрьевна никогда особенно не жаловалась на здоровье, и явно придавала ситуации оттенок чрезмерного трагизма.
— Мы уж и обследования оба прошли, все в порядке. — поддержала разговор Юля.
— А чего Дениску то обследовать? У меня сын абсолютно здоровый мужчина. А вот у тебя точно все в порядке? — язвительно спросила свекровь.
— Да. Я абсолютно здорова.
Юля пыталась сохранять спокойствие во время разговора, но в действительности в ее душе бушевал океан эмоций. Она ведь и сама не раз задавалась этим злободневным вопросом — если все в порядке, то почему не получается…
Погрузившись в мрачные мысли, Юля довольно быстро дошла до дома. Она открыла дверь в квартиру, и с удивлением обнаружила, что в прихожей ее встречает Денис.
— А ты чего не на работе? — спросила женщина.
— Да у нас электричество отключили. Говорят, до вечера. Вот всех по домам и разогнали. Я тебя набирал, ты не отвечаешь.
— Ой, и правда пропущенный. А я в поликлинике наверно была, звук отключила… — этот ответ был словно предисловием к наболевшей теме.
Почувствовав, что жена опять вернулась в расстроенных чувствах, как уже бывало не раз, Денис вдруг решительно сказал:
— Юль, если не судьба своего, так может нам просто взять ребенка из детского дома? Ну а чего такого? Сейчас многие так делают.
В этот момент Юля еле сдержалась, чтобы не броситься мужу на шею от счастья. Она и сама не раз думала о приемном ребенке, и врач намекала на усыновление. Но Денису эту идею Юля продвигать не решилась. Несмотря на доверительные отношения, женщина боялась реакции супруга. Для мужчины ведь родной ребенок — это святое. Тем более, что Денис не раз говорил — мечтаю о сыне, наследнике…
А тут все сложилось! Денис сам предложил взять ребенка. Медлить будущие родители не стали. Изначально договорились бабушкам и дедушке пока ничего не рассказывать, потому что вдруг не получится… Потихоньку проходили все нужные процедуры, оформляли документы.
Путь был непростой, через неделю нервы у обоих супругов были на пределе. Но вот счастливый день настал. Юля и Денис стали родителями очаровательной девочки — Танюши. В тот день супруги пригласили родителей в гости на обед, чтобы «сообщить кое-что важное».
Когда Юля вынесла на руках из комнаты спящую Танюшку, ее мать только руками всплеснула и расплакалась. Родители Юли как-то сразу признали в маленькой Танечке родную внучку, а вот Антонина Юрьевна скорчила недовольную гримасу.
— Мам, подержать на руках не хочешь? — предложил Денис.
— Нет. В другой раз. — пренебрежительно ответила женщина.
Юля заметила недовольство свекрови, но особенного внимания обращать на это не стала. Она была счастлива. Ведь теперь у них была самая настоящая семья.
Не став устраивать скaндaл в момент «знакомства» с внучкой, все свое недовольство свекровь выплескивала чуть ли не ежедневно на молодых родителей.
— Обрадовали на старости лет! Приживалку какую-то взяли из детского дома!
— Антонина Юрьевна, это же ваша внучка! — пыталась доказать обратное Юля.
— Какая она мне внучка?! Вы чем думали, когда ребенка из детского дома притащили? А кто были ее родители? А если они нaркoманы, п ьяницы или хуже того — yбийцы! А что из нее получится? Гены — то поганые как полезут, вот тогда будем за голову хвататься, да поздно будет! — кричала Антонина Юрьевна.
— Мам, да что ты такое выдумываешь? Ты только посмотри, какая она хорошенькая. Нам кажется, что даже на меня похожа. У меня ведь такие же ямочки на щеках в детстве были. — Денис вступился за жену и дочку.
— Да конечно, такие же! Это тебе уже мозги прополоскали конкретно. Надо было не ерундой заниматься и по сиротским домам бегать, а жену себе другую искать! — выпалила свекровь.
Денис не выдержал, и дал матери отпор, жестко ответив на ее слова. С тех пор Антонина Юрьевна больше не появлялась в доме сына и, естественно, жизнью маленькой внучки совершенно не интересовалась.
А Таня, между тем, росла. Поступила в художественную школу, с удовольствием ходила на дзюдо. Денис как-то зашел в гости к матери, предложил посмотреть фото с выпускного из детского сада.
Антонина Юрьевна презрительно перебрала фотографии.
— Мам, ну неужели тебе не хочется с внучкой пообщаться? Она тебе рисунки свои покажет, приемы с дзюдо. Знаешь, сколько уже захватов выучила? — воодушевленно рассказывал Денис.
— Нет уж, спасибо! Покажет вам еще ваша дзюдоистка, вот увидите… — фыркала Антонина Юрьевна.
Танюша пошла в школу. Несмотря на нехороший осадок от поведения Антонины Юрьевны, семья жила счастливо.
…А однажды Юля почувствовала легкое недомогание. Думала виною всему салат, съеденный в кафе. Но ради интереса купила в аптеке тест и обомлела — заветные две полоски! Поначалу Юля и Денис не верили собственному счастью. Все происходящее казалось сказкой.
Юля сдала все анализы — бeременна. Денис был бесконечно счастлив. А уж когда УЗИ показало, что будет мальчик, буквально пылинки с жены сдувал. И Танюша скорому появлению брата была рада.
— Мам, а можно я братика сама буду дзюдо учить? — как-то спросила девочка.
— Конечно можно! Вот родится, подрастет немного, и научишь! — улыбаясь отвечала Юля.
— Ура! — воскликнула Танюша.
Антошка родился в первый день лета. Роды прошли легко. Уже после выписки Денис сказал жене:
— Ты, знаешь Юль, мне кажется, если бы мы Танюшку не удочерили, то и Антоша бы никогда не родился.
— Да, сама об этом думала… — согласилась женщина.
— Сегодня смотрел на них — они так похожи. Оба курносые и с кудряшками. С первого дня я принимал Танюшу как родную, и так будет всегда. — сказал Денис.
Узнав о рождении внука, Антонина Юрьевна немного смягчилась, и даже стала приходить в гости, чтобы понянчиться с малышом. Только вот от старшей внучки по-прежнему держалась отстраненно.
Денис и Юля терпели, думали, что Антонине Юрьевне нужно время, чтобы привыкнуть. Но, как оказалось, люди не меняются. Однажды Танюша прибежала на кухню, когда взрослые пили чай, и как-то особенно радостно крикнула:
— Бабушка, смотри, я тебя нарисовала. — девочка протянула листок.
— Здрасьте! Что это за мазня? Чучело какое-то! Ты рисовать сначала научись, прием…! — Антонина Юрьевна осеклась и не договорила,под осуждающим взглядом сына.
Денис с того самого дня строго настрого запретил матери появляться в их квартире.
Весь следующий день из-за случившегося Юля была сама не своя. Денис поругался с матерью, и все происходящее казалось им совершенно омерзительным.
— Мам, ты устала? — спросила Танюша, войдя на кухню.
— Нет, дочь. Просто задумалась.
— Хочешь, я тебе с ужином помогу. Давай вот хлеб порежу, и в магазин могу сходить, если надо. — предложила девочка.
— Давай. Бери дощечку и режь хлеб. Сейчас папа вернется, ужинать будем.
Юля смотрела, как заботливо и аккуратно Таня режет хлеб и выкладывает куски на тарелку. Слезы сами покатились из глаз женщины.
— Мам, ты что, плачешь? — обеспокоенно спросила Таня.
— Нет, нет… — замотала головой Юля.
— Мам, так это наверно от лука. Ты же резала лук! — воскликнула девочка.
— От лука, от лука… — улыбаясь сказала Юля.
Хлопнула входная дверь.
— Ой, мама, папа, пришел!
С этими словами Таня и бросилась в прихожую. Юля поторопилась умыться.
— Пап, а мы тебе ужин готовим! — похвасталась Танюша.
— Ужин? Ничего себе! А ну ка, показывайте, чего вы там вкусненького наготовили! Я такой голодный — слона могу съесть. — сказал Денис, войдя на кухню.
Юля рассмеялась. Действительно, плакать теперь точно было не из-за чего. Только если от лука. А остальное они переживут, ведь они вместе. Они — семья.