— Что ты от меня хочешь, мама? — устало произнесла Виктория, прижимая телефон к уху. — Чтобы я всех вас пожалела? Жалею.
Людмила Петровна помолчала, собираясь с мыслями.
— Ты могла бы помочь старшей сестре пережить трудное время, — наконец произнесла она с нажимом. — Зарабатываешь хорошо, а у Саши денег не хватает.
В детстве мать называла Вику «непослушной». Не ласково, а с укором — ведь старшая Александра всегда была предметом гордости. Послушная, рассудительная, правильная. Все как надо. А младшенькая вечно что-то выдумывала, смеялась невпопад, мечтала о несерьезных вещах.
Когда отец умер от инфаркта, девочки заканчивали школу. Саша — одиннадцатый класс, Вика — девятый. Планы менять не стали: старшая в институт на экономиста, младшая в художественный колледж.
Вика грезила дизайном, готовилась к поступлению с энтузиазмом. Поступила, диплом получила, но работать долго не пришлось — влюбилась в Дениса и вышла замуж.
— Самый глупый твой поступок, — заявила тогда Людмила Петровна. — Опять делаешь все наперекор здравому смыслу. Взяла бы пример с Саши.
— Мам, мы же любим друг друга!
— Не получится из твоего Дениса надежного мужа. Я это вижу. Да и сама ты еще не готова к замужеству.
Саша тем временем встречалась с перспективным Максимом — образованным, обеспеченным, с хорошими связями. Мать была в восторге от такого кандидата в зятья. А Денис с его скромной зарплатой и однокомнатной квартирой в старом доме вызывал у неё только раздражение.
Первый год брака Вика чувствовала себя счастливой. Даже беременность не омрачила радости. Правда, когда выяснилось, что ждут двойню, супруг слегка опешил.
— Как-то тесновато получается, — пробормотал Денис, оглядывая единственную комнату.
Помощи ждать было неоткуда. Его родители жили далеко, своих проблем хватало. Людмила Петровна только развела руками:
— Я же говорила — надо было лучше выбирать! Вот Саша после свадьбы будет жить в собственном доме, и Максим обеспечит семью всем необходимым.
Извиняться за такие слова мать не собиралась, превратив зятя в личного врага.
Когда родились Дарья и София, Людмила Петровна пришла посмотреть на внучек в отсутствие Дениса.
— Тяжело тебе будет, — констатировала она. — От мужа помощи не жди. Да и мне времени нет — у Саши свадьба, хлопот много.
— Я справлюсь, мам, — подняла подбородок Вика.
На самом деле она едва держалась на ногах. Денис поначалу еще как-то помогал, но вскоре заявил, что работы много, и стал приходить только ночевать. Спал на кухне — в комнате с капризными малышками выспаться невозможно.
Деньги приносил исправно, правда, периодически ворчал, что «они из него все соки выжимают». Вика не обращала внимания — не до того было.
Однажды муж сообщил, что устал и едет отдыхать на дачу к друзьям. На три дня. Вика не возражала — отдохнуть хотелось и ей, особенно от вечно недовольного лица супруга.
Но на прогулке соседка выдала:
— Оленька, а я думала, ты с Денисом уехала! Видела, как он в машину садился с какой-то девушкой. Очень нежно обнимал… Ой, так это не ты была?
Вика разозлилась и позвонила приятелю мужа. На заднем фоне раздавался женский смех, звон бокалов и голос Дениса.
Вернувшегося супруга ждал разговор по душам.
— Да надоело мне все это! — зашипел он, стараясь не разбудить детей. — Да, у меня есть другая. Извини, но я совсем не так представлял семейную жизнь! Живу как в сумасшедшем доме!
— Это же твои дети… — растерянно прошептала Вика.
Она ожидала раскаяния, слез, обещаний исправиться. Вместо этого услышала:
— Это не повод превращать мою жизнь в ад! Могли бы подождать с детьми, но ты что-то себе придумала!
Только теперь до Вики дошло — он говорит серьезно. Дети ему мешают. И она, бывшая любимая, тоже.
Уйти хотелось сразу, но куда? Позвонила матери утром, когда Денис молча ушел на работу.
— Если рассчитываешь поселиться у меня, то даже не думай, — спокойно произнесла Людмила Петровна. — Сама замуж выходила, сама и разбирайся. Жить с двумя орущими детьми я не смогу. Мне нужен покой.
— Мам…
— Впрочем, — перебила мать, — у нас есть комната в коммуналке. От двоюродной тетки осталась. Давно никто не живет, но можешь пожить временно. Если уж совсем решила…
Вика подождала еще неделю — вдруг муж передумает? Но Денис только хмурился и вообще перестал с ней разговаривать.
Подруга Аня помогла отмыть комнату, наклеить обои, нашла кровать и стол. Так началась новая жизнь.
На алименты подавать не стала — Денис обещал помогать добровольно. Полгода держал слово, потом исчез. Говорили, уехал в другой город.
Помощи от семьи Вика не ждала. Людмила Петровна изредка звонила, мимоходом интересовалась делами внучек и тут же начинала рассказывать о «достижениях» Саши. Иногда переводила небольшие суммы «на кашу девочкам».
Аня поддерживала во всем. Она убедила Вику отправить резюме в компании, ищущие удаленных дизайнеров. Когда случилось чудо и Вику взяли на работу, Аня привезла свой компьютер.
— Это лишнее, — запротестовала Вика.
— Ерунда! Тебе для работы нужен, а фильмы я по телевизору посмотрю, — отрезала подруга.
Как они продержались до детского сада, Вика потом вспомнить не могла. Работала в свободном графике, старалась набраться опыта. Радовало, что с комнатой проблем не было — мать не заикалась об освобождении. И соседи попались хорошие.
Людмила Петровна периодически заглядывала в гости. Снисходительно общалась с внучками и непременно вспоминала Сашу.
— Максим опять Саше машину купил, — озабоченно вздыхала она. — Говорю: зачем? Старой еще и года нет. А он: «Не могу допустить, чтобы жена на чем попало ездила».
Или:
— Девочки твои бледноватые какие-то. Плохо кормишь? Фруктов больше надо. Вот Саша сына на море возит, чтобы витамины получал и загорел.
Или:
— София нечетко говорит… Саша сразу к логопеду обратилась. Дорого, но результат есть! А еще на теннис отдали — очень полезно для развития.
Тут Вика не выдержала:
— Знаешь что, мам! Рада за Сашу, что у нее все хорошо, но моих детей не критикуй! У сестры муж богатый, она не работает, тратит деньги направо и налево. А я кручусь как могу, и у нас все прекрасно! Перестань учить меня жить!
— Ну знаешь ли! — оторопела мать. — Пожалуй, пойду. Благодарности от тебя не дождешься. Если бы не я, жила бы на улице!
Гордо подняв голову, Людмила Петровна ушла. Вика разрыдалась, но ненадолго — дети не должны видеть слабую мать.
Следующие три года мать не появлялась и не звонила. Упорно работавшая Вика уже зарабатывала приличные деньги и накопила на первый взнос по ипотеке. Переехали в собственную двухкомнатную квартиру.
Это событие отмечали только с Аней и ее мужем, который помог Вике устроиться в крупную компанию. К двенадцати годам девочек ипотека была выплачена, а семья ездила отдыхать за границу.
Людмила Петровна стала отвечать на звонки, даже пару раз приезжала. Правда, похвал Вика не услышала. Зато и о «успехах» Саши мать рассказывала скупо.
Причина выяснилась позже:
— Саша развелась с Максимом, — трагическим тоном сообщила мать в телефонном разговоре.
— Сочувствую, — равнодушно ответила Вика.
— Он оказался негодяем! Выставил жену с сыном почти нищими! Купил им двухкомнатную квартиру, одну машину оставил. А больше ничего! Брачный контракт, понимаешь! Я даже не знала, что она что-то подписывала!
И алименты — всего три прожиточных минимума! Как на это жить?!
— Саша может пойти работать, — спокойно сказала Вика. — В чем проблема?
— Кто возьмет экономиста без опыта?! Да и сыну внимание нужно. Такой стресс у ребенка — отец с другой живет! Школа, секции, кружки — везде возить надо. Когда работать?
— Чего ты от меня хочешь, мам? — вздохнула Вика. — Чтобы я всех пожалела? Жалею.
— Ты могла бы помочь сестре, — настаивала мать. — Зарабатываешь хорошо, а у неё денег не хватает. Может, Максим одумается и они помирятся…
— Исключено, — ровно сказала Вика. — Если все, мам, то мне девочек ужинать кормить. Пока.
Она положила трубку, стараясь не вспоминать, как они с дочерьми выживали после развода без поддержки семьи. Это в прошлом. А Саша справится и без неё. Не в таком уж бедственном положении оказалась, да и мать не оставит. Но обойдутся без Вики — это точно.