— Ох, не ожидали мы от вас такой низоcти, — с укором сказала Наташа. — Мы предложили вам мебель с отсрочкой, как друзьям, а вы теперь отказываетесь платить?
Среди наших друзей есть замечательная пара — Наташа и Леонид. Мы с моим мужем, Стасом, дружим с этими ребятами уже лет 7. Это те самые люди, с которыми в компании обычно весело и интересно.
Наташа — преподаватель, а Леня — работает в такси. Но на самом деле они рукастый мужик, он умеет всё — от ремонта и починки до строительства.
Часто он делился с нами своими мыслями о том, чтобы начать собственное дело. Но каждый раз оставался вопрос: сколько ещё он будет возить пассажиров — год, два, три? Эта тема всплывала в разговорах регулярно.
Мы нередко слушали, как наши друзья мечтают о своем бизнесе, но особо всерьёз их разговоры не воспринимали. И я, и Стас привыкли к стабильности.
И вот недавно мы решились на важный шаг — купить свою квартиру. Взяли ипотеку на выгодных условиях и переехали в уютную двухкомнатную квартиру.
Пока мы были заняты поиском подходящей квартиры и оформлением документов, времени на гостей совсем не оставалось.
Поэтому с друзьями не виделись и практически не созванивались долгое время. Но потом решили удивить их счастливой новостью о нашем скором переезде.
Ребята, в свою очередь, заявили, что и у них тоже имеется сюрприз для нас. Но рассказать всё они захотели лично, когда приедут посмотреть наше новое жилище. Это нас только сильнее заинтриговало.
Мы с мужем устроили для друзей небольшое новоселье. Пригласили человек 10, в том числе и Наташу с Леней.
В квартире мы уже сделали свежий ремонт, но мебели ещё было мало, не завезли. Гостей это, кажется, не смутило. Во время осмотра Леня неожиданно спросил: — Мебель уже выбрил? Когда покупать будете?
— Да, присмотрели, но купим чуть позже, — ответила я. — Денег после переезда почти нет, а в новые долги лезть не хотим.
Стас согласился со мной, но тут мы заметили, как Леонид уже несколько минут переминается с ноги на ногу, а Наташа смотрит на него с загадочной улыбкой. Им явно не терпелось что-то рассказать.
— Ребят, всё сложилось как нельзя лучше, — с торжественным видом начал Леня. — Мы несколько месяцев назад запустили собственное производство мебели. Изготавливаем мягкую мебель, столы, стулья…
Мы искренне порадовались за друзей, а Стас даже начал расспрашивать о тонкостях их бизнеса. Но тогда мы ещё не поняли, куда они клонят и зачем им было так важно рассказать это именно сейчас.
— Вам не надо ждать пока вы накопите денег на мебель. Вы можете выбрать что вам нудно у нас сейчас. — улыбаясь сказала Наташа. — А деньги отдадите позже, когда наработаете. Нет проблем! Мы же друзья!
Мы со Стасом опешили от такой щедрости, переглянулись. Понятно, что мы даже ещё не знали и не видели, что за мебель делают наши друзья.
Но в глубине души были уверены: она вряд ли сравнится с изысканной европейской, которая как нельзя лучше подошла бы к нашей новой квартире. Правда, как об этом тактично сказать, чтобы не обидеть ребят, мы не знали.
Глаза Лени расширились, когда я вскользь упомянула, что мы собираемся приобрести мебель из Европы.
— Вы там купите кусок дерева за нереальные деньги? — удивился он, слегка приподняв брови. — Ну серьезно, вы что, миллионеры?
Я растерялась, чувствуя, как внутри вспыхивает раздражение. Сначала я попыталась мягко объяснить:
— Леонид, это не просто «деревяшка». Это стильная, современная мебель, которая идеально впишется в наш интерьер. Мы давно мечтали об этом гарнитуре.
Он недоверчиво покачал головой:
— Да ну брось. За такие деньги можно кухню целиком оборудовать, а не на шкафы эти смотреть.
Наташа, которая сидела рядом и молча потягивала чай, вдруг оживилась:
— Леня, не начинай. Пусть люди покупают, что хотят. Но вообще… у нас тоже недавно гарнитур появился. Новый, стильный, из натурального дерева. Может, вы хотя бы посмотрите? Вдруг вам понравится. Мы, кстати, купили за смешные деньги.
Я почувствовала, как муж, сидящий напротив меня, слегка напрягся. Мы оба знали, что друзья не остановятся, пока мы не согласимся.
— Спасибо за предложение, — дипломатично ответила я, — но, честно говоря, мы уже практически определились.
— Да просто посмотрите! — перебил Леонид, хлопнув ладонью по столу. — Ну что вам стоит? Хоть сравните. А то потом жалеть будете, что зря столько денег выкинули.
— Хорошо, — наконец согласилась я. — Мы посмотрим. Когда можно подъехать?
Ольга просияла:
— Хоть завтра! Вы не пожалеете, мебель просто супер.
На этом разговор переключился на другие темы, но внутри меня росло странное чувство: а вдруг мы и правда зря гонимся за модным европейским брендом? Возможно, их мебель действительно хороша?
Когда мы посмотрели ассортимент, всё оказалось довольно симпатичным. Но всё же для нашей квартиры хотелось чего-то более утончённого и особенного.
Однако друзья не сдавались. — Возьмите у нас временно, — предложил Леня. — У нас цены недорогие, Вам еще намного дешевле продадим, а мебель качественная. А через пару купите гарнитур своей мечты, когда деньги будут. Но не жить же вам всё это время в пустой квартире.
Они так убедительно и дружелюбно объясняли, что в итоге согласились. Леня с Наташей предложили скидку и возможность отложить оплату.
О цене Наташа только махнула рукой и заверила, что всё выйдет раз в 5-7 дешевле. Мы решили, что это неплохое решение на первое время.
Мы забрали из магазина Лени и Наташи мебель. Решили, что когда накопим и купим гарнитур, о котором мечтаем, то эта мебель переедет к маме на дачу.
Однако довольно быстро выяснилось, что качество оставляет желать лучшего: материалы хрупкие, а сборка ненадёжная.
Мы решили не говорить об этом друзьям — понимали, что они только начинают свой бизнес и ещё учатся разбираться в тонкостях производства. Но когда Стас получил приличную премию, он предложил сразу рассчитаться с друзьями.
Я не поверила своим ушам, когда Наташа, словно между делом, назвала цену. Она была почти такой же, как стоимость гарнитура нашей мечты.
— Ребята, ну вы словно дети, сейчас же всё недешево — инструменты, производство и материалы, — пояснил Леня, заметив наше удивление. — Мы тем более вам такую отсрочку сделали по оплате, это тоже учитывайте. Поэтому оплата должна быть.
Нам пришлось указать на недостатки мебели и напомнить, что изначально мы её брать не планировали — это было скорее уступкой друзьям. Но Наташина реакция оказалась неожиданной.
— Ох, не ожидали мы от вас такой наглости, — высказала Наташа. — Мы предложили вам мебель с отсрочкой, как друзьям, а вы теперь отказываетесь платить?
Мы терпеливо объяснили, что готовы рассчитаться прямо сейчас, но сумма, которую они назвали, явно завышена. Реальная стоимость этих изделий была в три раза ниже.
— В три раза меньше? — с издёвкой спросил Леонид. — Такая мебель на помойке стоит, а не мои изделия.
Мы со Стасом переглянулись. Но чтобы не усугублять ситуацию, решили всё же заплатить названную сумму.
Муж перевёл деньги, и мы быстро уехали. С тех пор мы больше не общались с ними.
А премию, которую я получила спустя пару недель, мы использовали как первый взнос за тот самый гарнитур, о котором так долго мечтали. Вот так вот покупать у друзей.