На днях пригласила невестку с сыном на ужин. Давно уже не виделись, соскучиться успела, ух…
Так вот, садимся мы за стол, я каждому порцию на глаз наложила. И выдаю:
— Ну что, всем приятного аппетита!
Как вдруг слышу цоканье и недовольный вздох. В следующий момент моя невестка встает из-за стола и идет в коридор, а за ней сын побежал.
— Мама, блин!
Мама, то, как раз, не блин. Мама в шоке… Я глазами хлопаю, ничего не понимаю… Пошла за всеми в коридор и говорю:
— Дети, а что здесь происходит? Что-то не так сделала или плохо стало…
— А вы не понимаете?! — раздраженно говорит невестка. — Это же надо было так унизить…
— Да что случилось?! Объясните нормально… — тут уже я начинаю злиться.
— Как вам не стыдно меня толстой называть? — выдает вдруг невестка…
— Подожди, я тебя так не называла, дорогая моя!
Ну есть у моей невестки парочка килограммов сверху, ну так я только за! Женщина, она в теле должна быть. Я как невестку увидела, так сразу выбор сына одобрила, мол, красавица какая. Правда, характер какой-то странный, и вот его проявление…
— Вы мне приятного аппетита пожелали! Это «бодишейминг»…
— Кто-кто? — переспрашиваю я, не понимая, она о предмете или о человеке говорит. — Вот не люблю я эти ваши иностранные словечки, ты мне по-русски объясни, что я не так сделала?!
Невестка выдохнула, видимо, начала успокаиваться. Затем направилась обратно в кухню и села за стол.
И вот картина повторяется: ужин, невестка с мужем и я…
— Я знаю, что у всех представления о красоте и женской фигуре разные, но нельзя их никому навязывать!
— Так… Продолжай…
— Ну, вы мне приятного аппетита пожелали, а могли ведь что-то другое сказать. Например, «кушать подано» или вообще молча к ужину приступить…
— Дорогая моя, но мы ведь не в средневековье, чтобы говорить, мол, кушать подано… Я же что первое в голову пришло, то и сказала.
Посмотрела на сына, а тот совсем сконфузился… Видать, и его этот «бодишейминг» в голове жены достал!
— Я на тренинг по психологии ходила. Так вот там коуч сказала, что если вам желают приятного аппетита, то подсознательно человек намекает, что вы толстый и хочет заставить вас сесть на диету!
— Вот оно что… Коуч…
И как я сдержалась тогда, чтобы не рассмеяться. Смотрю на невестку, а та сидит серьезная, будто и правда в эту чепуху верит.
— Да! А раз вы считаете меня толстой и не стесняетесь об этом так заявлять, то нарушаете мои личные границы! И вообще, если человек на чей-то недостаток так открыто указывает, то это значит, что у него самого проблемы есть…
Наверное, тут уже я должна была обидеться, да как-то не стала. Знаю я, что женщина в теле, что на правду обижаться?
— Теперь мне хоть ясна твоя логика… Ну давай разбираться, невестушка.
Пошла я за словарем по этикету, потому что по-другому невестке свои мысли насчет всего этого объяснить не смогу. А ко мне в комнату сын вдруг заходит.
— Я маме помогу словарь найти, дорогая, ты посиди, — затем ко мне наклоняется и говорит шепотом. — Мама, спасай! Она как к этому коучу сходила, так сама не своя… Приятного аппетита больше друг другу не желаем, любой сладкий подарок теперь под запретом. Да и вообще: раньше всегда жену «моя булочка» называл, потому что люблю сильно, а тут только по имени… Где романтика?!
— Ой, сынок, давай вон тот стул. Сейчас книгу будем с верхней полки доставать.
«Словарь вежливости и этикета», советская книга. Пыли в ней, правда, многовато было, но эффект от этого никуда не денется…
— Невестушка, вот, смотри, пятьдесят восьмая страница… «Пожелать приятного аппетита — знак вежливости за столом, употребляется перед началом трапезы и располагает к ней»…
— И что вы мне это показываете? — цокнула языком девушка. — Сейчас у всего другие смыслы, сколько изменилось за прошедшие годы…
— А я тебе эту книгу не просто так показываю, — отвечаю я, а сама подмигнула сыну. — Я же человек советской закалки, так и не знала даже, как мир за эти годы изменился… И сыночка я по этой книге учила, так что ты не обижайся, если он вдруг какой комментарий «бодишейминга» выдаст… Он просто за мной повторяет да и все!
Смотрю на сына, а тот аж выдохнул. Улыбка на все лицо, сидит довольный.
— Ну, так сказать, приступаем к трапезе! — добавил он и потянулся за вилкой.
Смотрю на невестку, да и она вроде бы подобрела. Тоже тарелку придвинула и начала ужинать.
И пока они ели, я все думала. И когда желать близкому человеку приятного аппетита стало нарушением личных границ? Это же какими их надо было выстроить, чтобы вежливость считалась за оскорбление…
А вообще тут подробнее остановиться стоит. Потому что при всем желании ты словами «приятного аппетита» другого не оскорбишь, даже если хочешь. Тут намек нужен, да очевидный. Сразу вспомнилась ситуация на корпоративе в прошлую субботу:
— Девочки, доставайте тарелки, я нам салатик приготовила! — говорит коллега, доставая из холодильника контейнер.
— Ой, а я курочку запеченную с картофелем принесла, объеденье! — добавляет другая.
— Ну да, от тебя, дорогуша, другого и не ожидали! — вдруг раздается смех прямо рядом со мной.
Поворачиваю голову, а там сотрудница из бухгалтерии. Краснощекая сидит, видать, уже начала отмечать…
— Не поняла… — замялась девушка. — А что, невкусно получилось в прошлый раз?
— Получилось вкусно, тут претензий нет. Правда вот эта девчонка салатик принесла, другая закуски приготовила… А ты курицу, да жирную такую, боюсь, моя печень не справится! Видела я, что ты новый рабочий халат попросила, так теперь понятно, почему…
Смотрю на девушку, а та вся покраснела.
— Просто у меня старый порвался… — попыталась возразить коллега.
— Да кому ты говоришь! — рассмеялась сотрудница из бухгалтерии. — Так порвался, что новый на два размера больше заказала… Или старый по швам разошелся?
И как давай смеяться, а остальные молчат. Смотрят на бедную девушку глазами сочувствующими, а потом грузчик, попытался тему сменить:
— Так, я бы от курочки точно не отказался! Ну, где там моя картошечка, — и добавил, — всем приятного аппетита!
— Ага, приятного! Особенно «поварихе» и ее печени, она ведь с таким жиром каждый день справляется! — добавила напоследок.
Тут очевидно, что было нарушение личных границ. Но, сотрудница из бухгалтерии, во-первых к этому очень долго подводила. А во-вторых — не просто приятного аппетита пожелала, а добавила комментарий, по которому все сразу стало понятно.
— Кстати, а что-то я на вас на производстве в последнее время халат не наблюдаю, когда вы туда с проверкой заходите… — добавил вдруг грузчик. — Подскажите, заказывали самый большой размер, да нужного не нашлось?
И вот тут все ахнули, и я вместе с коллективом. Зато на лице девушки улыбка засияла, хорошо хоть есть кому защитить… Так что еще один признак нарушения личных границ за столом или неважно где — общественное отношение. Если все понимают, что человек тебя прилюдно оскорбляет, то есть в этом смысл. Ну а если так кажется только тебе, следует пересмотреть эти самые границы.
А вообще мне больше подход грузчика в этом вопроса нравится. Не устраивает что-то? Скажи прямым текстом, мол, так и так… А от намеков и результата не будет, и настроение всем испортишь…
— Мам, а ты чего задумалась и не ешь? — спросил вдруг у меня сын.
А я и правда настолько погрузилась в воспоминания, что и забыла об ужине совершенно. Вот так меня задевают слова молодежи о новом веке психологии… И, вроде бы, полезное дело, да вот только границы скоро придется устанавливать не личные, а коучам и наставникам всяким…